Чайка - машина Генсека
Шел 1957 год. Завод имени Молотова стал просто "ГАЗом", а его продукция утратила
букву "М" в индексах. Тем временем в экспериментальном цехе завершалась сборка
первого опытного образца нового автомобиля высокого класса ГАЗ-13, призванного
заменить давно устаревший ЗИМ. Внешность новой машины была скопирована с
американского автомобиля "Паккард Каррибиен" 1955 года.Первый опытный образец ГАЗ-13 еще значительно отличался от машин; запущенных в
мелкосерийное производство 16 января 1959-го. Над нишей заднего колеса не было
второго молдинга, форма задних фонарей и стоп-сигналов разительно напоминала
"паккардовские". Автомобиль был окрашен по тогдашней моде в два цвета -
темно-вишневый и светло-бежевый. И самое главное - капотное украшение в форме
летящего истребителя. На передней облицовке радиатора красовалось стилизованное
изображение чайки. "Горьковчане - жители города, стоящего на Волге, - часто
любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки, - пояснял
зарубежным потребителям каталог "Автоэкспорта". - И когда встал вопрос о том,
как назвать новую легковую машину высшего класса ГАЗ-13, горьковчане
автомобилестроители выбрали ей имя "Чайка".
"Чайка" была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств.
Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный
двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная
машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего
21 литр горючего. Рабочую смесь готовил четырех камерный карбюратор. Хотя
основная идея двигателя была заимствована у "крайслеровской" "восьмерки",
силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного
моторостроения - в несколько измененном виде эти моторы устанавливались
впоследствии на бронетранспортеры.Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты - автоматическую
коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель
тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие
отечественные модели. Несущим элементом "Чайки" стала Х- образная рама без
боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках
крепился кузов. Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились
- ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и
продольные полуэллиптические рессоры сзади.
Большинство 13-х "Чаек" имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами
сидений без внутренней перегородки. Однако, по спецзаказам, в основном
Министерства обороны, на автомобиль могла быть установлена внутренняя
перегородка между водительским и пассажирским отделениями. Такая модификация
носила индекс ГАЗ-13 А, кроме этого эксклюзивным тиражом были выпущены ГАЗ-13Б -
эти машины имели открытый кузов типа фаэтон, мягкий верх которого поднимался и
опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места.
В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек.
Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение.
"Бардачок" рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели,
пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиков
для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами
обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров. На "Чайках" ездили главы
министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в
зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус:
на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии,
Финляндии. Одна "Чайка" даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда
новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок
от Хрущева "Чайку" получили: Писатель Михаил Шолохов, космонавт Юрий Гарагин,
балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро.
Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили
передавались в "Интурист", дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В 1963 году
горьковскими дизайнерами была предпринята попытка, модернизировать внешность
автомобиля. "Чайка" получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку
радиатора и измененную форму бамперов. Однако дальше опытного образца работа не
пошла - до самого своего конца стилистическое решение ГАЗ-13 оставалось без
изменений. К началу 70-х годов детройтское "барокко", с его вычурными
формами, плавными, округленными линиями и килограммами хрома отошло в прошлое.
Ему на смену пришли острые углы и прямые линии. "ГАЗ-13" стал смотреться
довольно архаично. И правительство вкупе с политбюро ЦК КПСС дали команду на
создание новой модели.
Первоначально решили ограничиться только изменением кузова - благо рамная
конструкция это позволяла. Однако, согласно техническому заданию, следовало
изменить посадку водителя и пассажиров. Поэтому существующая высота капота
оказалась слишком большой, а колесная база - слишком маленькой. После бесплодных
попыток "вписать" новый кузов в параметры старой рамы стало понятно: машину надо
делать практически заново. Проектировщики начали разработку нового образца.
Изменилась колесная база, по-другому были скомпонованы двигательная установка и
трансмиссия. В частности, двигатель пришлось опустить значительно ниже,
изменилось размещение коробки скоростей, были выбраны другие точки крепления
кузова к раме. В экспериментальном цехе были изготовлены опытные образцы,
которые отправили на испытания. Это были не полигонные пробы. Машины пошли в
длительный пробег по дорогам Крыма и Кавказа. Такой подход был вполне оправдан:
наиболее важные узлы - рулевой механизм, тормоза, двигатель, подвеска -
отличались от аналогичных модели "ГАЗ-13" несущественно. Результат несколько
расстроил разработчиков: ходовые качества автомобиля не достигали требуемых
техзаданием.
Прошел год. Сотрудники конструкторско - экспериментального отдела ГАЗа
трудились, не покладая рук. Одновременно с доработкой ходовой части дизайнеры
разрабатывали салон и элементы отделки. Новый испытательный пробег был более
удачным. Теперь необходимо было поработать над обеспечением комфорта пассажиров.
Машина ведь предназначалась исключительно для обеспечения их сановного удобства.
Инженеры разработали специальный тип звукоизоляции - шум снаружи практически не
проникал в салон. Поработали и над плавностью хода. Благодаря удачному сочетанию
широких высокопрофильных шин, мягкой подвески, специально разработанных
амортизаторов и длинной базы автомобиль "ГАЗ-14" (так он был назван) буквально
плыл над дорогой. Только при большой скорость появлялась еле заметная раскачка,
с которой так и не удалось справиться. Следует отметить специальную,
"беспороговую" конструкцию дверей - благодаря ей увеличился дверной проем,
соответственно, удобство посадки в автомобиль.
"ГАЗ-14" был первой моделью завода, обильно нашпигованной различными
электроприводами и электроникой. Электростеклоподъемники, индивидуальная
автоматическая система вентиляции и отопления, электромеханический привод
заслонок воздухозаборников, электронное зажигание - вот неполный перечень таких
новшеств. В общем, что касается комфорта, машина содержала массу
нововведений.А как обстояло дело с остальными узлами? Как ни странно, здесь никаких
революционных решений не просматривалось. Большинство агрегатов было
позаимствовано от предшественника, разве что мотор подвергся незначительным
усовершенствованиям. Новыми были только бесшкворневая подвеска передних колес и
передние дисковые тормоза. Да еще впервые применили струйную систему очистки
фар. Модернизированный 5-литровый двигатель мощностью 220 лошадиных сил,
разгонял "Чайку" до 100 км/ч всего за 15 секунд. И это - при массе в 2,5 тонны!
Максимальная скорость составляла 175 км/ч, расход топлива - 16 литров на 100
км.
В октябре 1977 года была изготовлена первая промышленная партия. Этим занимался
ПАМС - отдел ГАЗа по производству малых серий. За год выпускалось порядка сотни
машин, в основном - классические представительские седаны. Фактически
"ГАЗ-14" был "младшим братом" правительственного "ЗИЛа". В связи с этим варианты
выпускаемых машин во многом совпадали. Так, в парадах на Красной площади "ЗИЛы"
с кузовом "кабриолет". А для парадов в округах изготавливались "ГАЗы-14" -
кабриолеты.Так все и шло, пока в 1988 году не началась борьба с привилегиями. Сначала
запретили использование этой машины - заменили "Волгой" "ГАЗ-3102". Но этого
показалось мало, и "Чайку" сняли с производства. И не просто сняли. Была
уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии,
кузовные штампы и так далее. За всю историю автомобилестроения это был
единственный случай такого рода!
В 1996 году руководство завода решило
возобновить производство "Чайки". Увы : Уничтожать у нас научились на совесть -
не осталось практически ничего. Разработка заново была экономически
нецелесообразна. Возрождение так и не состоялось.
|