Меню
Главная Советский фарфор Подстаканники Советские гаджеты Советские табачные изделия Продукты Косметика Игрушки ТелеПередачи Мода Радиоприёмники Дайжест Известные имена
*
*****
free counters
Спасибо за клик
ClustrMaps
Locations of visitors to this page
*
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
*
Харьков Онлайн Харьковский Портал RU-KATALOG.RU Каталог сайтов Харькова и области
+
Evgeny Zhilin

Создайте свою визитку
Вход
Привет: Гость

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Главная » Файлы » Известные имена

Сергей Николаевич Филиппов
23.01.2012, 15:51
Сергей Николаевич Филиппов


Сергей Николаевич Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать – портнихой. В школе учился неважно, а в старших классах и вовсе прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались мальчику особенно хорошо –литература и химия, последний из которых его однажды очень сильно подвел. Как-то в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов… создав тем самым по всей школе ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, и горе-химика исключили из школы.

Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошел учеником пекаря в частную пекарню. Потом он перепробовал еще несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. И тут перед Филипповым открывалось блестящее будущее: через несколько недель он уже считался лучшим учеником. И юное дарование по совету преподавателей в 1929 году отправился поступать в Москву. Опоздав на приемные экзамены в балетное училище при Большом театре, а заодно и в хореографическое училище в Ленинграде, Сергей Филиппов, не растерявшись, подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.

Преподаватели прочили одаренному студенту блестящее будущее и после окончания техникума, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета.

Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера актер играл в основном комедийные роли, и в амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде и был безмерно счастлив, что одной репликой может заставить смеяться целый зал. Такого артиста не могли не заметить кинематографисты, и в 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в картине "Падение Кимас-озера", где он сыграл маленькую роль финна.

В кино впервые актер начал сниматься в начале 1937 года. И дебют стал судьбоносным в творчестве Сергея Филиппова. Его пригласили на бессловесную и, как казалась, в тот момент, легкую роль финна-шюцкоровца в фильме о гражданской войне в Карелии режиссеров Музыкантов «За Советскую Родину», но книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера». Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову не надо было занимать.

Герою актера надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, он должен тут же рухнуть в воду. Одного плохо: съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду.

Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод еще, и еще, и еще. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза, совершенно закоченевшего, парня извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у кого угодно охоту сниматься в кино. Но Сергей Филиппов держался стойко, и желание сниматься росло с каждым дублем!

После «ледяного дебюта» актера заметили, и режиссеры охотно стали приглашать на съемки. Роль следовала за ролью.

К тому времени устроилась и личная жизнь актера. Он женился на Алевтине Ивановне Григорович, которая вместе с ним училась в эстрадно-цирковом техникуме. Рисковали они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у ее будущего мужа не было, как говорится, «ни кола, ни двора».

Бабушку, что говорится, просто поставили перед фактом, показав ей свидетельство о браке, и семья зажила. А в 1938 году у них родился сын Юрий.

В 1939 году актер появился на экране сразу в трех фильмах. В картине «Член правительства» режиссеров Зархи и Хейфица в роли наглого и жестокого человека, лодыря и саботажника. Одного из тех, кто скоро начнет убивать из-за угла строителей новой колхозной жизни. С такими врагами Сергею Филиппову пришлось в свое время познакомиться. Будучи комсомольцем, он принимал участие в отрядах, отбиравших излишки зерна у кулаков. Хорошо запомнил он звериную ненависть этих врагов Советской власти и ярко перенес увиденное в жизни на экран.

Сергей Филиппов сыграл также эпизодическую роль погромщика в фильме «Выборгская сторона» Козинцева и Трауберга, где молодой артист выделился резкостью и точностью характера своего героя, и старого железнодорожника в картине «Аринка» Кошеверовой и Музыканта.

Сергей Филиппов переживал пору подъема. Талантливый режиссер Сергей Юткевич пригласил его в картину «Яков Свердлов» на роль матроса-анархиста и эта удачная работа как бы окончательно закрепила за молодым артистом право появляться на экране.

Своеобразие дарования актера, его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов, удивительно органическое существование в образе привлекало режиссеров. Артист поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, мимические реплики. Обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов.

Развитие советской эксцентрической кинокомедии проходило в сложных условиях. Этот жанр был отнесен к разряду «формалистических». Но первая картина - «Приключения Корзинкиной», режиссера Климентия Минца, с чудесной актрисой редкого комедийного дарования и огромного обаяния Янины Жеймо в главной роли, прошла с успехом. Сергей Филиппов сыграл в этом фильме роль мастера художественного слова, выступающего с чтением стихотворения на эстрадном конкурсе.

Герой актера, чтец вышел на сцену с мышкой, которая проскользнула за ворот фрака, читать «Умирающего гладиатора». Трагический смысл стихов Лермонтова и поведение самого исполнителя, хихикающего от того, что мышь его щекотала, находились в резком противоречии. Сергей Филиппов выдавал каскад мимических трюков, прибегал к самым острым приемам игры - гротеску и буффонаде - и достигал необыкновенного комического эффекта, роль удалась необыкновенно.

В таком же ключе сатирического преувеличения и буффонады актер сыграл следующую роль - ефрейтора Шпукке, в фильме «Новые похождения Швейка». В одной из своих статей режиссер этого фильма Сергей Юткевич, высоко оценивая творчество Сергея Филиппова, назвал его «великолепным буффоном».
Длинная вереница комедийных образов, созданных Сергеем Николаевичем в последующие годы, позволяет понять особенность его творчества. Он действительно ни на кого не был похож. У него были любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он никогда не стремился повторять их приемы, не копировал их маски. Сергея Николаевича зрители узнавали сразу, да он и не пытается спрятаться под какой-либо маской. В каждой, даже самой маленькой роли он искал, прежде всего, характер.

«Чаще всего, - говорил Сергей Николаевич, - мне приходится играть роли советских людей, наших современников, а потому я и стараюсь найти в каждой из них общественный смысл». Таким престал перед зрителями Сергей Филиппов в картине «Ночной патруль» в роли завмага Ползикова. Актер присутствовал на допросах проворовавшихся дельцов, подобных Ползикову. Ему казалось, что он нашел эту особенность и показал ее не просто как черту характера данного завмага, а как явление, обусловленное тем социальным строем. Это постоянный, панический страх Ползикова перед советским правосудием и неизбежным разоблачением его жульнических операций.

Слава, обрушившаяся на Сергея Филиппова, по сути, разрушила его семью. Актер пользовался огромной популярностью у женщин, чем с удовольствием и пользовался. Бесчисленные романы с первыми красавицами Москвы и Ленинграда, постоянные выпивки, все это привело к тому, что через полтора десятка лет Алевтина Ивановна забрала сына и ушла. Официально развод они так и не оформили…

Сергей Филиппов не долго оставался один. Очень скоро он сошелся с писательницей Антониной Георгиевной Голубевой, которая, кстати, была почти на двадцать лет его старше. Они зажили, как сегодня говорят, гражданским браком.

Филиппов очень любил свою супругу и одновременно очень ее боялся. Голубева, будучи женщиной весьма ревнивой, сразу же взяла его в руки. Она контролировала каждый шаг мужа и даже запрещала ему видеться с сыном и бывшей женой. Пыталась Антонина Георгиевна бороться и с его пристрастием к алкоголю, но все попытки оказались безрезультатными. Филиппов продолжал пить, превращаясь в настоящего алкоголика…

С середины 50-х последовал новый взлет популярности Сергея Филиппова. Все началось с его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров». Несмотря на резкие сатирические краски, его персонаж не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру. Филиппов создал живого человека, наделенного жизненными чертами. Наглый, самовлюбленный, дурак Алмазов на каждом шагу подчеркивает свое превосходство над другими. Но его, как и каждого, кто возомнит себя незаменимым в этой жизни, ждал бесславный конец.

Вторая половина 50-х – это время когда Филиппов безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей: в те годы настоящих комиков было немного. Одна из самых ярких удач Сергея Николаевича - лектор «из Общества» в картине «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Несколько мгновений присутствовал на экране лектор «из Общества» - Сергей Филиппов, а перед зрителем возникал незабываемый образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности, от науки, жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло. Он произносил очень мало слов. Но с помощью тонко разработанной мимики и жестов Филиппов передал неизмеримо больше того, что было отпущено актеру по тексту.

Невозможно не вспомнить еще одну работу артиста. В фильме «Девушка без адреса» он сыграл начальника конторы Василия Никодимыча Комаринского. Перед нами очередной «пустобрех», уверенный в своей необходимости и незаменимости и рассуждающий о «своевременности оборачиваемости поступающих директив своевременно и точно в свое время» в его конторе. Зато в домашнем кругу он превращается в подкаблучника Масика. Помните его фразу, обращенную к жене: «Масик хочет водочки».

Судьба комедийного артиста зависит от развития комедийной драматургии. У Филиппова были годы, когда он не сыграл ни одной роли в кино. На репертуаре Филиппова, не пренебрегающего короткими сценками и эпизодами, отразилось и потребительское отношение к его творчеству иных кинематографистов, которые использовали его дарование как «острую приправу к пресному блюду».

Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, разновидности милиционеров, швейцаров, жуликоватых администраторов, подвыпивших граждан. Но и каждому из этих персонажей гениальный актер стремился придать живые человеческие черты. И ему всегда это блестяще удавалось. А если при этом еще актера не стесняли узкие рамки роли, то все убеждались в его широких возможностях.

В 1965 году Сергей Николаевич Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность - он продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Именно после этой работы актеру вскоре было присуждено звание народного артиста РСФСР.

70-е годы подарили нам также незабываемого шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», требующего у царя «Кемску волость». Запомнились и роли Филиппова фильмах: «Не может быть!» и «Табачный капитан».

В 1980-е годы актер из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие его работы, как роль Хювяринена в комедии Леонида Гайдая «За спичками» и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце».

В последние годы своей жизни Сергей Филиппов был очень одинок. После смерти в 1989 году жены, писательницы Антонины Голубевой, которая написала одну книгу "Мальчик из Уржума" о юных годах Сережи Кострикова (Сергей Миронович Киров), на гонорары от переиздания которой они могли жить, он остался один. Скончался Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года.

Сергей Филиппов был человеком резким, грубоватым, закрытым, близких друзей почти не имел, поэтому истину о нем рассказать мало кто смог бы.

Со своим сыном Юрием Филипповым он, несмотря на запрет супруги, продолжал поддерживать отношения. Как рассказывал Юрий Сергеевич, отец продолжал любить и его и свою бывшую жену. Поэтому решение Алевтины Ивановны и Юрия в начале 70-х эмигрировать в США стало для Сергея Филиппова большим ударом. Он посчитал их предателями, отказался общаться с ним и долгие годы не отвечал на письма и звонки. Правда, со временем отцовские чувства возобладали над эмоциями, и родственная связь, пусть и не очень близкая, восстановилась.

В последние годы своей жизни Сергей Филиппов был очень одинок. После смерти в 1989 году Антонины Голубевой он остался совсем один, без средств к существованию. Беспомощного старика навещали друг Константин и актриса Любовь Тищенко. Они убирали квартиру, кормили его…

За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте. «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину».

Скончался Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Антониной Голубевой. Эпитафией артисту стали его любимые стихи: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения».

Вот несколько историй про Сергея Николаевича, которые помогут понять - каким он был человеком.

***

"Когда Эльдар Рязанов снимал свой первый художественный фильм «Карнавальная ночь», он долго не мог подобрать актера на роль лектора. Съемки были уже в разгаре, а подходящего актера всё не было. И тут, он вспомнил про замечательного артиста Ленинградского театра комедии им. Акимова Сергея Николаевича Филиппова и пригласил его на роль.
Сергей Николаевич приехал на съемки в состоянии сильного подпития. Начинающий режиссер этому даже очень обрадовался, решив, что актер пьян, и играть ему тоже пьяного и все получиться очень реалистично. Но когда начали снимать, роль у Филиппова не пошла. Сняли 13 (!) дублей, а результата нет. Рязанов отправил Филиппова в Ленинград и продолжил съемку других эпизодов. Через несколько дней на съемочной площадке вновь появился Сергей Филиппов, но на этот раз абсолютно трезвый. Результат все видели на экране. Роль была исполнена блестяще."

***

"В другой картине Рязанова «Девушка без адреса» Сергей Николаевич исполнял роль начальника-бюрократа. Главной доминантой роли была фраза: «Мася хочет водочки!». На съемках все произошло с точностью наоборот. Вспоминает Эльдар Рязанов: «Роль не шла, не шла, не шла… И я тихонечко попросил ассистента режиссера, что бы она принесла четвертинку водки. Не больше. И мы дали Сергею Николаевичу ее выпить и он все чудесно сыграл…»."

***

Однажды после концерта актеры Рудольф Фурманов и Вадим Медведев сидели ужинали и конечно выпивали. Рюмка за рюмкой, рюмка за рюмкой… Тут появился Сергей Филиппов, заметил гуляющих коллег, подсел, выпил, а затем заметил:
- Не по таланту пьете!

***

Ленинградский актер Алексей Севостьянов, человек солидный и импозантный, любил, как это ни странно, вышивать гладью. Этому занятию он отдавался всей душой и любил похвастаться своими достижениями. Однажды он показывал свою вышивку артисту Сергею Филиппову.
- Вот, погляди, как мне удался лиловый цвет! - басом хвастался Севостьянов, тыча пальцем в шитье.
- Вот он начинается с бледно-лилового, потом переходит в фиолетовый, а потом постепенно, мягонько, нежно - в бледно-голубенький...
Филиппов слушал-слушал, а потом не выдержал и говорит:
- Скажи, а у тебя бывают критические дни?

***

Когда Сергей Филиппов снимался в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» он был тяжело болен, ему трудно было запоминать роль. Врачи обнаружили опухоль на мозге. Дождавшись окончания съемок Сергей Николаевич с женой отправился в Москву для операции. В столице оперировать отказались и они ни с чем вернулись в Ленинград. Вскоре его состояние ухудшилось и Скорая помощь доставила любимца зрителей в больницу «25-го Октября» на Петроградской стороне, известную тем, что туда свозили травмированных пьяниц со всего города. Из-за отсутствия мест Сергея Николаевича положили в коридоре. К счастью врачи в больнице оказались лучше московских коллег, и операцию сделали отлично. Была проведена трепанация и удалена опухоль. Впоследствии Сергей Филиппов шутил:
- Вот Екатерина Фурцева говорит, что Сергей Филиппов дурак, а у меня мозгу сколько вынули, а я все умный.

***

Однажды актер Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего куда-то Сергея Филиппова. Он предложил подвести коллегу по актерскому цеху. Выяснилось, что народный артист, сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Расстроенный Михаил предложил Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал. Зайдя за угол, он выбросил билет, отсчитал деньги и вернувшись в машину отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный актер спрятал деньги и сказал:
- Миша, откладывай сейчас, потом мы никому не нужны.


Фильмография:

1937 Волочаевские дни

1939 Аринка (Комедия)

1940 Яков Свердлов

1941 Приключения Корзинкиной

1942 Железный ангел (Военный)

1942 Лесные братья

1942 Смерть бати

1943 Март - апрель (Драма)

1943 Мы с Урала (Драма)

1943 Новые похождения Швейка(Комедия)

1944 Кощей бессмертный(Приключения) ...палач

1945 Здравствуй, Москва! (Киноповесть)

1946 Беспокойное хозяйство (Комедия) ...фриц

1946 Остров безымянный

1947 Золушка (Мелодрама)

1947 Свет над Россией

1948 Драгоценные зерна (Мелодрама)

1954 Кортик(Приключения)

1954 Мы с вами где–то встречались(Комедия)

1954 Укротительница тигров(Лирическая комедия) ...Казимир Алмазов

1954 Запасной игрок (Приключения)

1955 Двенадцатая ночь (Комедия)

1956 Карнавальная ночь (Комедия) ...лектор

1956 Медовый месяц (Мелодрама)

1956 Разные судьбы (Мелодрама) ...водитель Рощина

1957 Всего дороже (Драма)

1957 Девушка без адреса (Лирическая комедия)

1957 Улица полна неожиданностей(Лирическая комедия)

1957 Шторм (Драма)

1957 Ночной патруль (Детектив) Казимир Антонович

1958 Девушка с гитарой (Комедия) ...Мамин

1958 Олеко Дундич (Приключения)

1958 Шофер поневоле (Комедия)

1958 Ленинградская симфония (Драма)

1958 По ту сторону

1958 Дружок (Приключения)

1959 Неподдающиеся (Комедия) ...милиционер

1959 Сомбреро (Лирическая комедия)

1959 Я Вам пишу... (Мелодрама)

1959 Не имей сто рублей (Комедия)

1960 Осторожно, бабушка (Комедия)

1960 Совершенно серьезно (Комедия)

1961 Как создавался Робинзон

1961 Наш общий друг (Мелодрама)

1961 Чертова дюжина

1962 Большая дорога (Исторический / Биографический)

1962 Половодье (Социальная драма)

1962 Черемушки (Мьюзикл / музыкальный)

1963 Два воскресенья (Киноповесть)

1963 Крепостная актриса (Комедия) ...Елпидифор

1964 Зайчик (Комедия)

1964 Приключения Толи Клюквина (Приключения)

1965 Иностранка (Комедия)

1965 Первый посетитель (Исторический / Биографический)

1965 Спящий лев (Комедия)

1965 Стряпуха (Мелодрама)

1966 Последний жулик (Комедия)

1966 Три толстяка (Приключения)

1968 Новые приключения неуловимых (Приключения)

1968 Снегурочка(Мультфильм / Сказка) ...Бромята

1969 Не горюй! (Комедия)

1969 Старый знакомый (Комедия)

1970 Чертова дюжина(Исторический / Биографический)

1971 Двенадцать стульев (Комедия) ...Киса Воробьянинов

1971 Тень

1972 Табачный капитан (Комедия) ...Карпий Савельевич Смуров

1973 ... А вы любили когда – нибудь (Драматическая история) ...Митина бабушка

1973 Иван Васильевич меняет профессию (Комедия) ...шведский посол

1973 По собственному желанию

1974 Царевич Проша (Мультфильм / Сказка)

1975 Не может быть! (Комедия) ...певец на свадьбе

1975 Что наша жизнь?! Или что наша жизнь?!

1975 Ау-у!

1976 Веселое сновидение, или смех слезы (Мультфильм / Сказка) ...Король

1976 Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (Мультфильм / Сказка) ...Лекарь

1977 Блокада (Военный)

1977 Инкогнито из Петербурга (Комедия)

1978 Пока безумствует мечта (генерал охранки)

1979 Летучая мышь (Оперетта) ...Лесничий

1979 Соловей (Мультфильм / Сказка) ...Старший Советник

1980 За спичками (Комедия)...Хювяринен

1980 Комедия давно минувших дней(Комедия)

1980 Таинственный старик (Приключения)

1981 Куда исчез Фоменко?

1982 В старых ритмах (Мьюзикл / музыкальный)

1982 Ослиная шкура (Мультфильм / Сказка)

1982 Спортлото-82 (Комедия) ...железнодорожник

1984 И вот пришел Бумбо... (Киноповесть)

1984 Перикола (Оперетта)

1985 Опасно для жизни! (Комедия)

1987 Сказка про влюбленного маляра (Приключения)

1988 Пусть я умру, господи…

1988 Собачье сердце (Комедия)

1989 Частный детектив, или Операция "Кооперация" (Комедия)
Категория: Известные имена | Добавил: danaros | Теги: Сергей Николаевич Филиппов
Просмотров: 999 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Roslavcev-Design|Сoypiry © 2010 | | Sitemap | Sitemap-forum