Советская женщина
В середине 30-х гг. на страницах советских женских журналов стали прослеживаться некоторые изменения в представлении женственности. С актуализацией задачи увеличения рождаемости образ женщины практически не разделяется с материнством, на нее возлагается полная ответственность за деторождение и ведение семьи.
В 1936 году, когда в воздухе запахло грядущей войной, семья стала рассматриваться как ячейка советского общества. Постановление от 27 июня запрещало аборты и их пропаганду, увеличивало пособия матерям, а также усложнило развод. Один-два раза в год на последних полосах журналов появляются «женские рубрики»: мода, кулинария, здоровье, дети. Между тем, в «Работнице» подчеркивалось, что рисунки одежды предназначены для перешивания старых платьев, а выкройки даются на «средний размер».
В период Великой Отечественной на первый план выступают нормативные образцы, подчеркивающие супружескую верность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию. Возникает новый образ «боевой подруги» и «защитницы Отечества», а также производственницы, перевыполняющей план.
В послевоенные годы в связи с большими людскими потерями государственная агитация вновь делает акцент на репродуктивной роли женщин. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства», наряду с серьезными изменениями в семейном законодательстве, устанавливал звание «Матери-героини».
«Бывало, забеременеешь и пригорюнишься. «Что будем делать, – думаешь, – когда седьмой или восьмой ребенок родится? Трудно будет». А муж улыбнется и скажет: «Не тужи, мать, государство нам поможет. Дети вырастут – и под старость нашими кормильцами будут», – делилась мать-героиня Никулина с «Работницей» в 1945 году.
Подчеркивается «исконно женское предназначение» – рожать и воспитывать детей, заботиться о доме, поддерживать мужа. Образы работающей матери, внимательной жены и даже домашней хозяйки постепенно вытесняют женщин у станков, в поле и на ферме.
В 1945 году учреждается журнал «Советская женщина», отвечавший за формирование и продвижение образа советской труженицы за рубежом.
В 1955-м году разрешение на аборт частично ослабило представление о женщине как о существе, имеющем исключительное назначение быть матерью.
Ослабление идеологического давления во время «оттепели» повлекло за собой снижение степени воздействия пропаганды. В журналах появляется новый морально-этический образ советской женщины, наряду с профессиональными качествами стал рассматриваться ее духовный мир.
В семейном законодательстве 1968-го года подтверждается центральная роль женщины в семье со ссылкой на то, что «советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни», говорится о «свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи».
Официальное предпочтение модели семьи, сосредоточенной вокруг матери, закреплялось в Конституции СССР 1977 года, определяющей роль женщины в обществе в качестве «труженицы, матери, воспитательницы своих детей и домохозяйки».
Основными приоритетами становятся ориентация на оказание помощи женщине и ее семье в быту, что выразилось в появлении приложений для всей семьи, рубрик по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Таким образом, женские журналы из общественно-политических стали приобретать некоторые черты изданий для женщины и ее семьи. В 50-60 гг. широкое распространение получают журналы «Модели сезона», «Модели одежды», «50 моделей ГУМа» и журналы социалистических стран, преимущественно с рисованными моделями костюмов и аксессуаров, а позже в 70-е годы уже с фотографиями. В 70-80 гг. новые идеологические тенденции проявились в противопоставлении образов порядочной и высоконравственной «советской» и аморальной «западной» женщины. Советы специалистов-косметологов на страницах «Работницы» или «Крестьянки» в основном сводились к применению домашних средств, что наилучшим образом соответствовало задачам экономии и идеалу естественности. К примеру, для мытья волос женщинам рекомендовалось использовать мыльный порошок для бритья «Нега» и «Волна»; вместо бесцветной помады – вазелин; вместо крема для рук – глицерин; добавлять цвет и блеск бровям и ресницам советовали, смочив их растительным маслом; для окраски волос активно применялись хна и басма, а также натуральный молотый кофе. Не менее важными признавались диета и правильный режим дня. Естественность – это главная характеристика советской красоты, противопоставляемая «западной» искусственности. Через журналы навязывалась концепция советской моды, вводившая нормы потребления и «абсолютного вкуса». Рубрики ограничивались изображением моделей женской одежды, их названиями и приложением с выкройками. С укоренением женщины в партийно-государственном аппарате (к слову говоря, формально) самостоятельную жизнь на страницах женских журналов получил образ «женщины-руководителя» в сером официальном костюме, с монолитной строгой прической и значком «Делегата очередного съезда» вместо броши. Итак, женским СМИ в Советском Союзе отводилась роль проводника коммунистической идеологии, а образ женщины формировался в соответствии с генеральной линией партии и правительственными решениями, исходя из социально-экономических потребностей социалистического общества. С ослаблением идеологического диктата в позднем советском и начальном постсоветском периодах образ женственности стал целиком копироваться с западных глянцевых журналов.
Вины их в этом не было. Ну ни капельки. Их вынудили жить по тем правилам, по которым жили их бабушки и мамы. Плюс к тому, как в 30-х посадили женщину на трактор, так и забыли ее оттуда снять.Впрочем, именно ей советской женщине — Блондинке на тракторе- мы обязаны победой в отечественной войне. Вы тут-же скажете, а как-же товарищ Сталин и товарищ Жюкофф? А так, только Благодаря нашим женщинам мы смогли призвать гораздо больше солдат, чем могла себе позволить Германия. Да и любая другая страна, за исключением пожалуй Китая... Немцы, к примеру, не призывали специалистов. Почти треть годного к призыву контингента оставалась в тылу! Не могла, да и не хотела, немецкая фрау заменить мужа у станка! Три небезъизвестных "К", а наши смогли. Впрочем, не совсем добровольно, но смогли. За это пришлось заплатить высокую цену — нынешние проблемы с демографией именно оттуда, из тех времен. Ибо как только вы вытаскиваете женщину из "трех К" — получаете одного ребенка в семье. И никак иначе... Подвели нас русские бабы... Но давайте вернемся к экстерьеру советской женщины и подумаем, откуда им что было взять? . В стране победившего социализма для всех гигиенических целей использовалась только вата, к олимпиаде появились прокладки типа "мочалка" и изделие №2 "проверено электроникой".. А из косметики советской женщине была доступна пудра, скорее напоминавшая дуст да тени, похожие на гуталин. Еще был популярен химический карандаш — вполне обычный, а не косметический и лак для паркета в комплекте с ацетоном. И это заменим в жирные 70-е...
Опять -же к началу 80-х произошли некоторые подвижки. Иногда в Ванде "выбрасывали" польскую косметику, которая, как потом оказалось использовалась самими поляками для оформления покойников, ибо они могли достать французскую . Позже появились и французские бренды, правда чаще всего они производились в Сирии или Египте по лицензиям. Духи "Любимый букет императрицы" — они-же "Красная Москва" вплоть до тех-же 80-х, оставались единственным приличным запахом выпускавшимся могучей парфюмерной промышленностью. Никакой линии бикини, да и про волосы под мышками мы не говорим. Все носили белые колготки прямо на волосатые ноги. И если блондинке это простительно, то у южных национальностей... С усами и баками тоже не особо боролись. Слишком много было других тем для борьбы. И вообще советская женщина считалась "шикарной" — если позволяла себе целые колготки под брюки... А если она позволяла себе их не стирать... На голове советские женщины, как правило носили химию. Это такое извращение типа перманент. Волосы от этого у них были похожи на проволоку и к старости некоторые становились лысыми. Из красок для волос была доступна Хна, перикись водорода и басма. Ближе к Олимпиаде появились еще какие-то, но мне кажется ненадолго. Многие носили прическу, которую Вы можете увидеть на Любови Слиске, в нее обычно подкладывали рваные чулки или клубочки шерсти, а дамы носившие прическу типа Матвиенки — каждый вечер накручивали волосы на железные бигуди. Кстати интересно, Валя в бигудях спит или это парик...
Представляете чувство мужа, когда он приходил с работы и видел на кухне жирное чудовище с полным ртом стальных/золотых зубов, огурцами на щеках (для ухода за кожей), волосатыми ножищами и в голове у чудовища стройными рядами лежали пластиковые ряды модных тогда термобигудей.
Ну и плюс массовое применение женского труда на тяжелых и малооплачиваемых работах. Это сейчас костыли в шпалы в основном таджики бьют. Они-же и дворниками служат. А в СССР это были Женские работы....Как кстати и асфальтоукладка...
|